Актуальность. Ожирение у детей и подростков является одной из актуальных проблем здравоохранения. Практически во всех регионах мира количество больных детей удваивается каждые 30 лет. По данным исследований в Российской Федерации ожирение имеют 5,5 % детей, проживающих в сельской местности и 8,5 % - в городской.
Дети с ожирением подвергаются риску развития артериальной гипертензии и дислипидемии, сахарного диабета, инсулинорезистентности, вторичного гипотиреоза, гинекомастии, жирового гепатоза, хронического панкреатита, холецистита, бронхиальной астмы, синдрома обструктивного апноэ во сне, инсомнии, нарушения поведенческих реакций, памяти, внимания и др.
Проблема детского ожирения актуальна также и тем, что дети сохраняют избыточную массу тела став взрослыми (по нашим данным - 60 % мужчин и 40 % женщин). Целью работы явилось изучение эффективности снижения избыточной массы тела у 5-7-летних детей методом проведения «семейных школ по снижению веса» (далее - «школа»).
Задачами исследования были оценка фактического питания в домашних условиях дошкольников 5-7 лет с избыточной массой тела, посещающих ДОУ; анкетирование родителей для изучения и гигиенической оценки характера домашнего питания и физической активности детей; обучение родителей и детей принципам рационального питания; формирование у детей с ожирением и их родителей мотивации на лечение и самоконтроль заболевания, изменение образа жизни (снижение энергетической ценности питания, увеличение физической активности, достижение отрицательного энергетического баланса).
Материал и методы исследования
Было обследовано 364 ребенка в возрасте 5-7 лет, посещающих ДОУ. Среди обследованных с избыточной массой тела было 38 детей (10,43 %). Родителям 20-ти детей было предложено провести семейное обучение в «школе» в течение 6 мес. и 2-х кратное клиническо-психологическое обследование детей до начала обучения и по его окончании (основная группа). Родители остальных 18 детей получили однократные рекомендации по коррекции питания, образа жизни и были повторно осмотрены через 6 месяцев (группа сравнения). Теоретическое обучение включало информацию о заболевании, возможных путях лечения, рациональном питании в форме, адаптированной к возрасту ребенка. Психокоррекционное воздействие («сказкотерапия», стихи, игры и др.) с использованием авторских методических разработок для детей 5-7 лет было направлено на формирование положительной мотивации и соответствующих навыков. Занятия проводили в группах по 3-5 детей с родителями (оптимальный состав группы), продолжительность занятия - 60-90 мин. 1 раз в неделю в 1-й месяц и по 2 раза в месяц на протяжении последующих 6 месяцев. Всего проведено 14 занятий.
Программа занятий в «школе» включала: обучение детей с ожирением в группах, занятие для родителей, психологическая поддержка, индивидуальная работа, динамическое наблюдение. В работе использовали дневник самоконтроля, таблицу калорийности («Путеводитель стройности»), наглядные пособия (макет «Чудо-тарелки»), шагомер-регистратор двигательной активности. Это способствовало теоретической подготовке и формированию практических навыков изменения образа жизни, самоконтроля веса в домашних условиях.
Результаты
Установлено, что в большинстве семей один или два члена семьи, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, страдает избыточной массой тела или ожирением (чаще мать, бабушка), вечерний прием пищи насыщен быстро усваиваемыми углеводами при низком уровне физической активности ребенка: не менее 3-х часов в день ребенок проводит перед телевизором или за компьютером.
В выходные дни обычны семейные застолья, режим дня ребенка характеризуется поздними подъёмом и отходом ко сну. В качестве поощрения используются конфеты, сладости, избыточное количество фруктов. Клинический осмотр всех детей выявил синдром гиперактивности, нарушения со стороны органов ЖКТ (запоры, неустойчивый стул, тошноту по утрам, снижение аппетита в первой половине дня и его повышение с 16 до 22 ч). Исследование гормонального статуса показало гиперинсулинемию, гипотиреоз, биохимическое исследование крови - гиперхолестеринемию, дислипедемию, изменение печеночных проб.
В группе, прошедшей обучение в «школе», через 6 мес. у всех детей нормализовались показатели гормонального и биохимического статуса, у 14 детей (70 %) масса тела снизилась на 3 % от первоначальной, у 4-х детей (20 %) - на 10%, и у 2-х детей (10 %) - на 15 %. В группе детей, родители, которых получили однократные рекомендации по изменению образа жизни, питания и физической активности (18 человек), снижение массы тела (на 5 %) за 6 месяцев произошло только у 2-х человек (1,1 % от числа детей в группе). Биохимический и гормональный статус остался на прежнем уровне.
Заключение
Семейное обучение детей и родителей в «школе» показало тенденцию к снижению массы тела у 100 % детей с алиментарным ожирением, позволило нормализовать биохимические показатели и гормональный статус по сравнению с группой детей, не находящихся на динамическом наблюдении. Понятная детям и интересная тематика занятий в «школе» способствует повышению психологического комфорта в семье, формированию основ здорового образа жизни и мотивации для достижения цели снижения избыточной массы тела и, в конечном итоге, улучшения здоровья.