Наши дети

Чтобы иметь доступ в чудесный дворец,
имя которому Детство, мы должны
перевоплощаться, становиться в какой-то мере детьми.
Только тогда будет доступна мудрая власть над ребенком

В. А. Сухомлинский.

Должны ли родители быть психологами, нужны ли семье психологические знания? Да, нужны, и очень. Причём  знания не столько того, чему надо учить  и кого воспитывать. Это как раз все знают. Каждая мать и каждый отец хотят научить ребёнка быть успешным в жизни и вырастить его радостным, здоровым и счастливым!

Родителям необходимы знания методов, приёмов воспитания, психологии ребёнка. Родители нуждаются не только в знаниях о том, как общаться  в семье, когда всё идёт хорошо, но и как вести себя, если трудно, когда родители ошиблись, поспешили и были неправы. Хорошо известно, что у счастливых родителей  растут счастливые  дети, ведь отдать своему ребёнку можно лишь то,  чем владеешь сам. Поэтому я предлагаю серию статей не столько о воспитании, сколько о том, как родителям жить вместе со своими детьми, а не вместо своих детей, как наполнить жизнь семьи живой человеческой  созидательной энергией.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, на скрипке -  и всё это на высоком профессиональном  уровне,- нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), понимали и принимали такими, какие они есть на самом деле, т. е. уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нам, взрослым не хватает очарованности  и увлечённости миром детства.

Мне часто приходится слышать от взрослых жалобы на трудности воспитания детей, сетования по поводу сложного характера ребёнка или подростка. Неоднократно звучит фраза из уст родителей: «И в кого  он у нас пошёл?». И обязательно просьба по поводу того,  чтобы изменить ребёнка, чтобы он стал таким,  каким его хотят видеть  родители, и очень злятся и переживают они, если он  не соответствует их представлениям и ожиданиям.

Очень часто я стала произносить фразу - «Как  больно мне  за детей».

Мать, стоя над шестилетним ребёнком, на пляже, где загорает множество людей, подаёт какие-то фрукты и ягоды  ребёнку. Ему их брать сидя очень неудобно, и когда он их берёт, то постоянно звучат слова из уст мамы: « Смотри не урони», и вот…падает ягодка. Тут мама  на глазах краснеет и произносит заветную фразу: »Тебе ничего давать нельзя, у тебя не руки, а грабли, чтоб они у тебя отсохли!» Всё, мама сделала очень много, чтобы убить душу ребёнку, и ещё несколько раз можно повторить подобные слова,  чтобы ребёнок, став взрослым, ничего не умел делать, или не хотел, а зачем? Ведь руки и так как « грабли».

Если человеку сто раз говорить, что он свинья, то на сто первый раз он обязательно захрюкает.

Родители другого ребёнка убеждают, что у их чада плохая память, которую нужно обязательно развивать, и заставляют его учить стихи - возмущённый мальчик швыряет книгу с размаху после нескольких таких упражнений. Поверьте, что охоту читать книги,  вы уже сумели отбить у ребёнка.

Родители одной девочки жалуется, что их ребёнок жуткая «вертушка», не может усидеть на одном месте, не может долго заниматься одним делом, и даже - «она у нас такая страшная». При этом они заставляют её часами заниматься одним и тем же делом, якобы, тренируя,  её усидчивость. Но они и понятия не имеют о том, что это гиперактивный ребёнок, и по другому он не может себя вести, но родители её уже ненавидят, потому что она не такая, какой они её себе представляли. А что делать ребёнку?

Мне пришлось наблюдать интересную картину в одном из модных и дорогих магазинов. Мама ходила по магазину с трёхлетней дочерью и рассматривала достаточно недешёвые вещи.  Ребёнок пытался подражать маме, трогая своими крохотными ручками « ценную коллекцию» шмоток. Продавец сделала  маме замечание по поводу её ребёнка, на что мама мгновенно отреагировала. Она схватила достаточно грубо дочь за руку,  отвела к двери и приказала стоять смирно и ждать маму.  У девочки началась истерика, ребёнок начал громко рыдать.  Мама не растерялась, дала ребёнку пощёчину и пообещала, что она ещё и дома  получит,  если не прекратит  плач. Поверьте, ребёнок так и не понял, за что с ним так обошлись и в чём он виноват?  А ведь дома  если она и не получит, то уж точно будет лишена  какого-нибудь удовольствия. А за что? А потом мы думаем, и почему наши дети такие закомплексованные,  почему всего боятся, почему ничего не умеют? Почему не уважают своих родителей?  А вы как думаете?

Очень часто приходится быть свидетелем такой картины, когда родители, забирая ребёнка из садика или начальной школы, выслушивают длинные тирады, от воспитателей или учителей по  поводу того, что их ребёнок вёл себя безобразно,  обижал там  какого-то Витьку или Машку и вообще,  что они  вырастили отвратительного ребёнка.  И, как правило, следует реакция родителей, что  они обязательно накажут ребёнка, могут даже дать подзатыльник в присутствии воспитателя  и ещё сказать, что они сожалеют о том, что у них такой ребёнок. Представляете чувства этого человечка? Ведь никто не разобрался в том,  что произошло, кто прав, а кто виноват? Да ещё и самые близкие люди тебе не доверяют и не встали на защиту? Кому же тогда можно доверять, и кому рассказывать, что происходит с тобой? И если самые близкие и родные тебе люди не понимают, не защищают тебя, то,   что делать, как быть, с кем делиться самыми сокровенными тайнами?

Вот так и перестают нам доверять наши дети, ищут себе покровителей на улице среди друзей, находят утешение в различных пристрастиях и зависимостях,  а мы всё недоумеваем, почему нет контакта с ребёнком?  Подумайте, где и когда вы его потеряли, и пока не поздно, постарайтесь стать своему ребёнку самым близким другом,  товарищем, тем, кто принимает его таким,  какой он  есть с его достоинствами и недостатками. А вместе - вы сила.  Сможете преодолеть любые трудности и преграды, потому что любовь и понимание творят чудеса!