Возрастной кризис у детей и подростков

Переходный возраст у детей

Возрастной кризис- это особый, относительно не продолжительный по времени (до года)

период онтогенеза, характеризуется резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, и связаны  с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений деятельности и сознания. Возрастные кризисы относятся к нормативным  процессам, необходимых для нормального поступательного хода личностного развития.

 

Основные переходные периоды

Переходный период

Новообразование

Новорождённость ( 0 лет)

Переход от внутриутробного существования к существованию в среде

Преддошкольный ( 3 года)

Переход от естественного пути развития к социальному

Младший школьник ( 7 лет)

 Переход от игры к учению

Подростковый ( 15- 16 лет)

«Комплекс взрослости»

Основные характеристики кризиса 3-х лет

Он связан с изменением отношения к другим людям и себе.

  1. Негативизм - идёт реакция не на действия, а на требования.
  2. Упрямство – первоначальное решение определяет поведение.
  3. Строптивость – направлена против системы отношений, которая складывается в семье.
  4. Своеволие – является гипертрофированной тенденцией к самостоятельности.
  5. Протест – (бунт) закатывает истерики, бунтует, топает ногами и т.д. (внимание ребёнка нужно переключать).
  6. Деспотизм – ревность- власть над окружающими.
  7. Обесценивание – детьми обесценивается всё то, что связано с ранним детством (ломаются игрушки, рвутся книги, которые служили когда- то).
Основные характеристики кризиса 7 лет

В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга, продолжается совершенствование  нервной системы. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Это закладывает основу  для следующего  этапа умственного развития. К 6-7 годам поведение ребёнка обычно выравнивается, он становится более критичным к своим поступкам, начинает соразмерять свои желания с реальными возможностями. Заметно расширяется круг интересов, усложняется содержание игр. Многие дети выражают активное желание учиться в школе, чтобы освоить интересующую их профессию. Новый, существенно возросший уровень интеллектуальных и моральных требований, которые определяет школа, в основном и определяет  суть критического периода этого возраста.

Основные характеристики кризиса подросткового возраста

Процессы перестройки, обновления, усовершенствования, происходящие в подростке, можно подразделить на физиологические и психологические. Такое подразделение, разумеется, условно, поскольку физиологическое и психологическое в человеке тесно взаимосвязаны.

Главным содержанием физиологических перестроек в течение пубертатного периода является резкое изменение режима работы желёз внутренней секреции. С точки зрения физиологии пубертатный криз – это прежде всего « гормональная буря».

Наиболее заметные признаки пубертатного периода – быстрое увеличение роста и появление так называемых вторичных половых признаков (оволосение паховой, подмышечной областей, увеличение молочных желёз у девочек, изменение голоса у мальчиков и так далее). Вытягивание в росте может достигать 12- 16 см за один год.

Возрастные сроки наступления периода полового созревания  приходятся в среднем на 13- 16- летний возраст, причём у девочек пубертатные изменения обнаруживаются несколько раньше.

Весьма характерными чертами пубертатного кризиса является неустойчивость сосудистого тонуса ( вегетососудистая дистония), повышенная потливость, сальность кожных покровов лица и волос. У подростков часто наблюдаются колебания артериального давления, пульса, иногда – обмороки (обычно у девочек), при незначительных волнениях лицо может покрываться пятнами, резко бледнеть или краснеть.

Другой характерной чертой пубертатного периода является изменение моторики. Движения  подростков становятся  угловатыми,  прерывистыми, неуклюжими, речь – чрезмерно громкой. Нередко в худшую сторону изменяется и почерк.

Таким образом, помимо непосредственно полового созревания в организме подростка происходит целый ряд дополнительных сдвигов, явно не способствующих хорошему внутреннему состоянию. И все эти многочисленные перестройки существенным образом сказываются на эмоционально- психической сфере. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в  период полового созревания подросток не только труден для нас, взрослых, но и подростку трудно разобраться  в самом себе, в окружающем, соразмерив свои внутренние порывы с общественными требованиями.