Семья и школа

Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

Несомненно, школа дает очень многое. Но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Все заложенное в детстве прочно и устойчиво. Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущемсвоего ребенка.

Можно ли школу обвинять во всех просчетах семейного воспитания — истоках многих детских болезней, лености, без духовности?  Нет. Не случайно В.А. Сухомлинский был твердо убежден в том, что воспитание детей надо начинать с родителей.

Нужно поднять ответственность родителейза воспитание детей, помочь им, и это призвана сделать школа, учитель.

Некоторые учителя работают с родителями — раз в четверть родительское собрание по итогам четверти, журнал, оценки, примите меры. И вся работа.

Другие учителя убеждены, что помощь родителей должна состоять в том, чтобы ежедневно заниматься с ребенком, повторяя то, что изучается в школе, на уроке.

ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ -   должно стать одним из главных направлений помощи детям не только со стороны учителя, но и со стороны родителей.  Учитель должен разъяснить родителям, что от них требуется научить их, как вести соответствующую работу,  корректировать их действия, если понадобится.

Многие родители не знают самых элементарных вещей и бывают очень благодарны учителю за это просвещение, которое дается в мягкой доверительной беседе.

К сожалению, еще встречаются учителя, которые проводят собрания примерно так:

1.  Поучения, наставления, инструктаж: что проходим, что купить, что сделать для школы, для класса, как ходить, как писать и т. д.  Все сухо, уныло, скучно, не достойно учителя.  Ведь сбор под одной крышей родителей — это еще не родительское собрание. Самое главное - создать атмосферу взаимопонимания,  доброго микроклимата,  доверия.

А подчас от собрания у родителей ничего не остается, кроме листка бумаги с требованиями купить, сделать, обеспечить. И,  естественно,что постепенно количество инструктируемых  будет сокращаться. И виноват будешь ты, учитель.

2.  Но бывает еще хуже. Учитель все собрание вещает: "Класс безобразный, дети трудные, поведение ужасное и так далее. Все они ленивые,  учиться не хотят, учителей не уважают".

УЧИТЕЛЬ!  НЕ ПОДНИМАЙ ПОНАПРАСНУ  КРИК!    КЛАСС- ЭТО ТВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЛИК!

Некоторые родители сразу же после собрания применяют «высшую меру наказания» — порку. Озлобляются их сердца против детей,  и против учителя.  А у ребенка после этого совсем пропадает желание учиться, он чувствует какой — то сговор против него и со стороны учителя и со стороны родителей.  ПРИМИТЕ МЕРЫ ! это проявление полного бессилия учителя,  подрыв веры в него .  Родители  учителю ничего не прощают, они хотят видеть  только отличных учителей, не имеющих права допускать промахи и срывы .

Зло рождает зло. Только положительные эмоции способствуют развитию. Надо перестроиться  учителю.  Не ребенок,  а мы, учителя,родители  должны стать другими;   ласковыми,  доброжелательными, внимательными, требовательными.

Самая страшная педагогическая ошибка — сравнивать детей. Надо попытаться  найти в человеке что—то хорошее — у каждого ребенка есть эта искорка — и сделать на нее ставку, не бороться с  плохим, а опираться на хорошее.

Учитель должен бороться за каждого своего ученика,  а не твердить на каждом собрании « Примите меры!»,  не давая конкретных рекомендаций,  советов родителям,  не обсуждая конкретную ситуацию, не вырабатывая совместную линию педагогического воздействия.

Как часто мне приходилось, работая в школе педагогом- психологом, выступать на различных педагогических советах, с просьбой к учителям разглядеть в каждом ребёнке, даже в самом « отъявленном негодяе», что- то хорошее, другие способности:   к музыке, спорту,  рисованию и т. д.  Это не только не мешает учению, но наоборот, может стать основанием,  на котором разовьется и оформится интерес к знаниям,  к труду, что,  по моему мнению,  не менее важно для успешного развития  ребёнка. Но для многих учителей главным показателем успешности ученика,  его развития – являются показатели в обучении, да и понятно, легко учить  «удобного» ребёнка, не надо прилагать много усилий, чтобы научить его, не нужно искать какие- либо методы и  приёмы  в работе, чтобы ребёнку было интересно ходить в школу и  обучаться.  

Существует очень много методов помощи ученикам в учении. У детей разная нервная система, разная динамика работоспособности, нужен разный подход к детям экстравертам и интровертам. Побольше  положительных эмоций,  оптимизма.

Учитель это не профессия,  а состояние души,  желание становиться лучше,  добрее, щедрее.

И в работе с родителями надо не поучать, а советоваться,  договариваться о  совместных действиях,  мягко и тактично подводя их к пониманию необходимости приобретать педагогические знания.

При общении с родителями,  почаще,   должны звучать фразы; А как вы думаете?,  Что вам не нравится в школе?,  Чтобы вы хотели предложить?,  Давайте подумаем вместе?,  Хотелось бы услышать ваше мнение?

Родители приходят на собрание со своими горестями,  радостями, усталостью, поэтому нельзя задевать чьих- то симпатий, антипатий,  особенно сравнением их ребенка с другими,  чрезмерно захваливая или принижая  кого - то.  Это,  естественно  оттолкнет от учителя,  уязвившего ранимую родительскую психику.

 Поднимая ответственность родителейза воспитание детей,  учитель сам должен обладать немалыми познаниями в области педагогики,  психологии,  уметь помочь родителям в любой ситуации, быть авторитетом по вопросам обучения и воспитания.

Работа с родителями включает в себя и посещение семей.

Очень помогает многое узнать о ребенке и родителях анкетирование. Очень помогает в работе с родителями беседы с детьми,  их сочинения и рисунки.

Родительский труд очень тяжелый труд. Это,  пожалуй,  самая трудная  на свете душевная работа. Она требует  сверхтерпения,  самообуздания,   пересиливанияусталости,  одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Мне очень нравится стихотворение средневекового поэта Себастьяна Брандта.  Как точно он отразил несколько веков назад проблему, которая существует по сей день, и  наверное, это вечная проблема « Отцов и детей».

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему,

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным — пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе,

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

«Воспитание родителей»— международный термин,  под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций

воспитателей собственных детей - родительских функций . Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов.  Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей "группыриска" или

проблемным семьям.  Они необходимы каждой семье на  определенном

этапе  ее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту.

Такую помощь должен оказывать классныйруководитель совместно с психологом и социальным педагогом.

Эффективность работы с родителями  страдает  прежде всего от того,  что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния,  особенностей родительского отношения к детям,  типов нарушений семейного воспитания.

Большинство родителей смутно представляют себе,  что ребенку нужны  не только еда,  дом,  одежда,  образование,  но и руководство,  а главное – любовь.  Но именно безоговорочную любовь родители и не умеют проявить.  Для того,  чтобы за короткое время, когда ребенок с ними,  дать ему все,  что отец и мать могут, они должны уметь выразитьсвою любовь.

Родители должны знать, что дом,   на многие отвлекающие обстоятельства (школа,  друзья,  улица и пр.) сильнее всего влияет на ребенка.  На  втором месте по значимости стоит врожденный темперамент.

Ясно, что большинство родителей любят своих детей. При этом считается,  что родители  естественным образом умеют показать свою любовь ребенку. На самом деле они не всегда знают, как  это делать. Отсюда, у многих детей появляется ощущение,  что им не хватает безоговорочной любви и безусловного одобрения со стороны родителей.

Когда отношения между родителями и детьми не основаны на  безоговорочной любви и привязанности,  тогда и возникают все осложнения: плохая  дисциплина, отставание в учебе, конфликты со сверстниками. Итогом может стать нервное заболевание.

Фундамент,  лежащий в  основе и обеспечивающий рост и реализацию потенциалов ребенка в - полной мере — это и есть безоговорочная,  безусловная любовь когда ребенка принимают таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками.                           

Родители должны постоянно напоминать  себе, что это дети, поэтому они ведут себя как дети. Часто в поведении детей мало приятного. Но если родитель будет правильно выполнять свою роль родителя и любить детей,  несмотря на плохое поведение,  то в данный момент  дети могут стать более зрелыми и отказаться от детских  выходок. Если дети будут чувствовать, что их любят родители, они будут о себе  хорошего мнения и будут в ладу с собой. Дети смогут контролировать свою тревожность и соответственно свое поведение по мере взросления.

Если же родители  любят своих детей только тогда,  когда они выполняют их требования или достигают того,  чего от них  ждут, они т. е. дети будут чувствовать себя некомпетентными:  у них появится ощущение,  что стараться бесполезно,  как бы они не старались  всегда этого недостаточно. Такие дети станут жертвами неуверенности, тревожности и низкой самооценки,  и это будут постоянные препятствия их эмоциональному и поведенческому росту.

Принципиально   важно знать,  что ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его  эмоциональное состояние определяется  тем,  как он видит свой мир -  своих родителей, свой дом, самого себя.  Если этот мир враждебный,  отталкивающий, нелюбящий, то тревожность влияет на его речь, поведение,  способность общаться и учиться.

Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: «Вы меня любите?» И ответ для него жизненно важен. Он должен диктоваться чувством не только безусловной любви,  но и поведением родителей,  проявляющих в поступках безоговорочную любовь.

Существует 4  основных  пути передачи безусловной любви: контакт "глаза в глаза ", физический  контакт,  пристальное внимание и дисциплина.

Контакт «глаза в глаза». Он важен не только для установления

Взаимосвязи,  но и для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Если родители смотрят в глаза ребенку только тогда,  когда ругают его,  то и он приучается смотреть на них  только с отрицательными эмоциями.  Еще более  вредно избегать смотреть на  ребенка для демонстрации неодобрения,  используя  отсутствие контакта глаз как наказаниеДля психики это может оказаться страшнее и разрушительнее, чем физическое наказание,  и ребенок может на всю жизнь запомнить такой прием  и испытывать его в будущем на своих близких.  Важно понять,  что родителям следует подолгу смотреть детям в глаза, дружелюбно и прямо,  чтобы выразить свою безусловную любовь,  а не порицание за нарушение дисциплины, Более того,  оказалось,  что контакт глаза в глаза с учителем имеет исключительно положительное влияние на способность к обучению.

Физический контакт: совсем не обязательно целоваться и обниматься,  вполне достаточно взять руку, просто дотронуться, погладить по голове - все это подкрепляет - эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на  деле свою безоговорочнуюлюбовь к нему. Важно знать,  что мальчикам эмоциональный контакт, особенно с отцом,  еще важнее, чем девочкам,  - тогда мальчик будет все больше отождествлять себя со своим полом  и вести себя более мужественно.  Естественно,  с  возрастом физический контакт должен видоизменяться, но ни в коем случае не прекращаться. Для мальчиков физический контакт  очень важен в первые годы,  а для девочек в критический возраст, когда им больше всего нужна ласка и внимание родителей 11 - 12 лет.

Только здоровые,  основанные на безусловной любви взаимоотношения между родителями и детьми позволяют преодолеть все жизненные кризисы.

Кроме того, неумение сдерживаться и контролировать свои чувства, особенно гнев — злейшие враги родителей,  поскольку с возрастом это ухудшает отношения, вызывая неуважение со стороны не только детей, но и супруга.

Современные дети стали очень рано проявлять необычную для их возраста самостоятельность и независимость. Даже младшие школьники хотят по каждому вопросу иметь свое собственное мнение, которое  они упорно и горячо отстаивают.  Дети поражают родителей и учителей своими способностями,  ранним развитием, сообразительностью,  широтой интересов удивительной для старшего поколения зрелостью некоторых суждений,  оценок и выводов. Это радует,  но и одновременно волнует.

Волнует потому,  что не все родители готовы к воспитанию таких "умных " детей, которые могут критиковать родителей,  иногда справедливо,  со знанием дела,  а родителям нечего ответить  кроме: "Не дорос еще ".

Особенная тяга к знаниям—  одна из самых главных особенностей современных детей. Они раньше начинают задумываться о себе самих,  и о предназначении на Земле,  о своем  месте в жизни. Но какими бы они ни были умными или  сверхумными -  они все-таки дети и нуждаются в нашей взрослой помощи,  любви,  опеке,  и если мы дадим все это, то наши дети вырастут физически здоровыми,  гармонично развитыми.